Как не раздражаться на сотрудников
Большую часть времени мы проводим на работе, где может оказаться человек, который постоянно раздражает – коллега, начальник, подчиненный. Это мешает сосредоточиться на работе, отнимает силы и энергию. Что с этим делать? Эльвира Титова, психолог, руководитель тренинговой компании «От сердца к сердцу», считает, что нужно разобраться в корне проблемы, тогда найдутся правильные пути ее решения. Далее в статье мы рассмотрим вопрос как не раздражаться на сотрудников.
Причины раздражения на сотрудников
Причины можно разделить на явные и не понятные. Чаще всего мы знаем, что нас раздражает в человеке – непрофессионализм и глупость, лень и безответственность, лживость, двуличность, эгоизм, высокомерие. Иногда постоянный неприятный запах – пота, духов или сигарет. Манера говорить – слишком громко, очень быстро, с дефектом речи. Манера общаться – вечно с сарказмом, неуместным юмором или с постоянными жалобами на жизнь. Раздражают также выскочки, люди, считающие собственное мнение единственно правильным, постоянно спорящие, постоянно обижающиеся, грубые и нетактичные.
В зависимости от причины надо находить пути выхода из состояния раздражения. Всегда надо помнить две вещи: коллеги – это не друзья, а значит и отношение к ним должно быть ровным, нейтральным, взрослых людей не перевоспитать – можно изменить лишь свое отношение к ним. Если не складываются с кем-то дружеские отношения, как говорит Эльвира Титова, психолог, руководитель тренинговой компании «От сердца к сердцу», надо сосредоточиться на работе. В конце концов на работу мы приходим работать, а не дружить.
Раздлажениие при непрофессионализме и глупости
Профессионализм приходит с годами при условии, что человек не лентяй. Если коллега постоянно задает вопросы и кажется глупым, это еще не значит, что он таковым является. Тот, кто спрашивает, хочет знать, значит, стремится повысить уровень знаний.
Что делать? Надо помочь, как считает психолог Джон Арбстейм. Раздражение уйдет, если понять, что с каждым разом коллега становится компетентнее, не задает одни и те же вопросы по сто раз.
Раздражение на сотрудников. Лень и безответственность
Это намного хуже. Такой коллега тянет весь коллектив назад. Раздражение никогда не пройдет само собой, пока не будет решен конфликт. Обычно с такими коллегами быстро расстаются, либо заставляют работать, как положено. Поэтому раздражаться долго не придется. Правда есть тяжелые случаи, когда ленивый сотрудник – чья-то пассия.
Что делать? Психолог Сергей Ключников уверен, что выход один – абстрагироваться, меньше общаться с этим человеком.
Раздражение при лживости и двуличности сотрудников
Люди неискренние доверия не вызывают, более того – могут подвести в любой момент. Они опасны своими интригами, сплетнями, могут испортить имидж любому коллеге и своему начальнику. Такое раздражение подавить сложно.
Что делать? Как считает психолог Эльвира Титова, выход таков – говорить напрямую, что не нравится, ловить на фактах лжи. Призывать к совести бесполезно, просто надо осторожнее относиться к мнению такого коллеги и ко всем его словам, а также дозировать информацию для него. Обычно этот типаж вызывает приступы раздражения. Снять негативное чувство поможет переключение внимания на какие-то объекты или действия вокруг, которые надо мысленно назвать про себя. Отвлечь и снять напряжение может любое путь даже короткое физическое действие – можно пройтись по коридору, заварить кофе, навести порядок на рабочем столе.
Помогает и то, что называется «дать выход гневу». Иначе будут происходить срывы. Чтобы не позволять срывов, как считает Нина Лукина, эксперт в коммуникациях, коуч и консультант, устраивайте пятиминутки «гнева» намеренно и не на работе. Позвольте себе высказать все недовольство вслух, поколотите подушку или боксерскую грушу, порвите бумагу. Подойдет любой удобный способ. Выполните дневную норму по возмущениям и, может быть, «нытью». Не нужно пытаться быть железным человеком 24 часа в сутки. Так вы освободите большую часть дня от негативных эмоций.
Раздражение на сотрудников. Неприятные запахи, раздражающая манера говорить.
Это особенности человека, которые изменить трудно. Упреками и замечаниями скорректировать не получится, можно вызвать только ответное раздражение, в лучшем случае – непонимание.
Что делать? Психолог Сергей Ключников предлагает такой вариант. Можно попросить не пользоваться коллегу духами, которые вас раздражают, либо каждый раз просить говорить тише, внятнее. В некоторых случаях это временно помогает. Чаще приходится мириться с особенностями коллеги. Чтобы снять раздражение, придется научиться видеть в человеке хорошие черты, манеры, качества и концентрировать внимание на положительном. В каждом человеке есть что-то хорошее.
Раздражение на сотрудников. Эгоизм и высокомерие
Люди, пытающиеся самоутвердиться за счет других, обычно высокомерны. Высокомерие свойственно людям, неуверенным в себе. Чтобы скрыть свои страхи и сомнения, такие люди надевают маску. И пытаются за счет других поднять собственное мнение о себе, а также произвести впечатление на других, поскольку очень зависят от чужого мнения. Эгоизм в отличие от высокомерия свойственен всем, но кто-то умело скрывает его, кто-то не утруждает себя этим.
Что делать? Психолог Владимир Поздняков уверен, надо постараться поставить человека на место. Если есть способность красиво парировать, то нужно это использовать. Обычно это действует отрезвляюще, поскольку ставит неуверенного человека в неловкое положение. Боясь быть осмеянным, он не посмеет в следующий раз рисковать собственным имиджем. Если парировать – не ваш конек, ограничьте до минимума общение с коллегой.
Раздражение на сотрудников жалующихся на жизнь
Нытики вызывают большое раздражение, а сами получают удовольствие от смакования проблем.
Что делать? Психолог Сергей Ключников рекомендует уходить от разговора, переключать диалог на другую тему, ни в коем случае не поддакивать.
Раздражение на грубость и нетактичность
Это, увы, распространенные люди-раздражители. Некоторые из них просто не могут иначе себя вести в силу характера и воспитания. Другие делают намеренно, чтобы унизить другого и возвыситься самим, показать собственное превосходство путем грубости. Как ни странно, крикуны обычно одерживают победу, к ним прислушиваются. Но и тут есть управа.
Что делать? С некоторыми людьми надо говорить на их языке. Мнение о том, что нельзя, мол, опускаться до их уровня, не совсем точно. Некоторые понимают только грубость. К счастью, таких врожденных грубиянов не много, остальных испортила распущенность. И чтобы не уподобляться им, надо всегда уходить от споров, не давая возможности втянуть вас в чужую игру слов. Если слова укололи, раздражение появилось, следует проговорить в слух то, что не нравится. Прежде чем, дать волю гневу выйти наружу, просчитать про себя до десяти и сделать два-три глубоких вздоха. А оставшись наедине еще раз самим себе проговорить, что именно раздражает.
Универсальное средство против раздражения на сотрудников
Все психологи едины во вмени, что любые негативные эмоции, в том числе и раздражение, убираются физическими действиями. Никакие книжки, фильмы, разговоры не отвлекут настолько, чтобы быстро успокоиться. Гораздо результативнее прогулка, пробежка, уборка на столе, в комнате, зарядка. Недаром существуют и куклы для битья. Принцип тот же – действие.
Хотя универсального средства от раздражения все же не существует. Придется искать что-то свое, опираясь на опыт других и собственные ощущения.
Например, генеральный директор АО РКЦ «Земля» Дина считает, что если стрессовая ситуация возникает внезапно, необходимо тут же абстрагироваться, описав ее на бумаге от третьего лица. Это один из вариантов медитации, который помогает развить способность удерживать внимание на выбранном объекте, не взирая на внешние факторы и внутренние диалоги.